Астраханский драматический театр показал премьеру – модификацию по роману Михаила Лермонтова “Герой нашего времени”
Лишний человек. Какой он теперь?
4 декабря перед началом пресс-конференции, посвященной этому событию, журналистам региональных СМИ на открытой репетиции показали несколько сцен из новеллы “Фаталист”. Просмотр сразу вызвал острые вопросы к постановочной группе. К примеру, почему приглашенный режиссер Галина Полищук из Латвии, с которой сегодня у нашей страны не самые теплые отношения, решила поставить спектакль про войну на Кавказе именно в Астрахани, где еще свежи в памяти чеченские события перестроечных лет. Так стоит ли ворошить прошлое, да еще и с позиционированием сценического прочтения как модификации классики? Надо отдать должное и Галине Полищук, и актерам, занятым в спектакле, они убедительно доказали, что проблематика, актуальность поднятой в спектакле темы войны и людских судеб в ее “декорациях” вечна.
– “Герой нашего времени” Лермонтова – это про меня, про вас, про всех. Если открыть роман, там все ложится на нашу современную жизнь. Переложение прозы в театре всегда сложно. Наша работа – это сочинительский театр, поэтому-то на афишах мы пишем “модификация”. А Астрахань – многонациональный город, который восхищает меня доброжелательностью, мирным сосуществованием людей разного вероисповедания, культурных традиций.
– Глупо было бы притворяться, что сегодня уже нет таких проблем, – поддержал режиссера-постановщика исполнитель главной роли Павел Ондрин. – Всей творческой группе потребовались огромные внутренние силы для создания образов своих героев. К тому же мы впервые работали с такой сложной сценографией за всю историю театра.
Актеры, занятые в спектакле, – Эльмира Дасаева, Галина Лавриненко, Алексей Кульчанов, Валерий Штепин – рассказали о том, какие сложности преодолевали в процессе его постановки. К примеру, художник Айгарс Озолиньш (Латвия) при его оформлении использовал старые шины, каркас сгоревшей машины, бочки, мешки с “кровью”… Все это до мурашек воссоздает на сцене последствия войны, разруху, которые усиливает проекция 3D. А еще в постановке присутствуют четыре тонны воды! Использование ее в таком количестве вообще впервые на сцене Астраханского драмтеатра. И надо сказать, что ее применение на сцене ошеломляет, завораживает. Вода стала центром драматического действия. Она – объект борьбы, обозначение границ, мистическая стихия. В этих условиях и будут развиваться человеческие истории.
Три новеллы из пяти
С режиссером Галиной Полищук в творческом союзе Айгарс Озолиньш уже не первый год. Их работы проходят с аншлагами в театрах Латвии, России, Эстонии, отмечены наградами многочисленных фестивалей в Словении, Словакии, Сербии, России, Беларуси, Дании, Германии. В Астраханском драмтеатре это уже вторая их постановка. В прошлом сезоне зрители видели спектакль “Не сотвори себе…”.
В пьесу-модификацию “Герой нашего времени” вошли три новеллы из романа Лермонтова: “Бэла”, “Тамань”, “Фаталист”. То, что увидели на открытой репетиции журналисты – это микс драматургии, кинематографического изображения, есть даже эффект замедленной съемки, мастерски воплощенный актерами.
Что ж, переносом классики на сегодняшние реалии в театре никого уже не удивишь. На то она и классика, что написана о вечных темах борьбы добра и зла, любви и смерти, верности и предательства.