“Из меня сделали злодея”. Что на самом деле происходит вокруг передвижного зоопарка "Сафари" в Астрахани
20.10.2019 07:39
Новости
Читайте «КаспийИнфо» здесь:
В последнее время передвижные зоопарки гонят из многих российских городов. Возмущаются не только защитники животных. Стеной встают и горожане. Они составляют петиции, обращаются к властям. В Астрахани сейчас такая же картина. Уже несколько дней идет мощная волна недовольства работой передвижного зверинца “Сафари”, который приезжает в наш город не один десяток лет.
Тема бездомных животных, передвижных и контактных зоопарков, дельфинариев – одна из острых на сегодня. Люди, обсуждая ее, разбиваются на непримиримые лагеря. Что говорить, даже в нашей редакции нет единодушия. Одни из нас – ярые противники содержания животных в неволе вообще. Под соусом ли передвижных, стационарных зоопарков или цирков. Другие считают, что условия там вполне сносные, а дети должны хоть раз увидеть вживую настоящих львов, мартышек и медведей. Да и другой судьбы у животных, попавших в зоопарк, уже нет. Все одно это будет клетка. Не исключена и принудительная эвтаназия, говорят они.Со шлейфом скандала
“Сафари” – зоопарк, официально работающий от Росгосцирка, колесит по многим южным городам. Хорошо его знают и астраханцы. Еще несколько лет назад многие из них охотно в разные годы участвовали в конкурсе по выбору имен родившимся во время очередных гастролей передвижного зоопарка в нашем регионе тигрятам и львятам. Говорили, что четырех тигрят – Астру, Хана, Хару и Бали (последние родились в Харабалинском районе) взяли в труппу дрессировщики Багдасаровы и Запашные.
Но так или иначе, сегодня отношение к передвижным зверинцам кардинально изменилось. В этом сезоне зверинец приехал к нам из Волгограда месяц назад. Со шлейфом скандала: в соседнем регионе потребовали, чтобы “Сафари” немедленно покинул город. В конфликт вмешалась и местная прокуратура.
На прошлой неделе в Астрахани прошел митинг, организованный зоозащитниками. Помимо обсуждения проблемы бездомных животных, митинговавшие потребовали и закрытия передвижных зоопарков. Параллельно Альянс защиты животных в Астрахани составил петицию на интернет-площадке, в которой они требуют привлечь зверинец “Сафари” к уголовной ответственности за жестокое обращение с животными и “навсегда законодательно запретить размещение передвижных зоопарков в Астраханской области”.
Также авторы петиции требуют передать питомцев зверинца в Центры помощи диким животным в России.“Ад на колёсах”
Передвижные зоопарки давно уже получили стойко отрицательные и справедливые эпитеты “тюрьмы для животных”. Под заголовком “Ад на колесах” на днях вышла статья в журнале National Geographic, рассказывающая как раз о жестоких гастролях зверинца в Астрахани, жутких условиях содержания в нем питомцев. Это тесные клетки, сомнамбулическое и полуживое состояние животных, многие из которых относятся к краснокнижным видам. Обнаружены там и сайгаки. Даже лебедь сидит в клетке, совершенно квелый, не в состоянии выпрямить шею.
В “Сафари” содержат даже белого медведя – он вообще не переносит таких условий, такого климата. А здесь властелин льдов помещен в крохотную для его размеров клетку, где он едва может развернуться. В жутком состоянии держали и беременную верблюдицу, которую привязали практически до полной обездвижки.
Здесь уместны выдержки из поста в соцсети известного и авторитетного астраханского фотографа Евгения Полонского. Он долгие годы активно занимается спасением сайгаков в Астраханской области.
– Побывал в тюрьме для животных. Мне сообщили, что там в числе пожизненно осужденных зверей содержатся и сайгаки. Не поверилось. Сайгаки ведь не могут содержаться в клетке, и они там обречены на верную гибель. Поэтому поехал смотреть. Что я увидел.
В клетке лежали изнуренные, ни на что не реагирующие два молодых сайгачонка. Оба рожденные этой весной – рогалек и самочка. По их внешнему виду понятно, что долго они не протянут и вскоре пойдут в пищу своим соседям – львам, тиграм, медведям и волкам... А если те не пожелают жрать дохлятину, то на этот случай в звериной тюрьме содержатся падальщики из той же Красной книги – грифы и сипы, которые наверняка исполняют роль санитаров при этом морге.
Интересно, кто давал разрешение на изъятие из дикой природы этих сайгаков? Что может сказать по этому поводу служба природопользования Астраханской области и природоохранная прокуратура? Почему в этой тюрьме содержатся десятки представителей Красной книги России? – задает вопросы Евгений Полонский.Обречены на всю жизнь
Депутата Госдумы Олег Шеин сообщил, что намерен подготовить законопроект о запрете передвижных зоопарков и внести его на рассмотрение в Госдуму до 1 января следующего года “Передвижные зверинцы должны быть запрещены как зло”, – констатировал он на своей странице в ФБ.
С такими обвинениями категорически не согласен директор зоопарка “Сафари” Гамлет Касян. С ним наш корреспондент встретился уже в новом месте дислокации зверинца – около ТЦ в АЦКК.
Но если следовать этой логике запретов, тогда давайте и цирки запретим, и стационарные зоопарки. Запретим зверям размножаться в них. Ведь и в стационарных зоопарках подчас не знают, куда девать потомство даже от редких животных. Их надо кормить, чистить клетки, оплачивать аренду земли, платить за электричество и воду. У нас работают одни энтузиасты за маленькую зарплату.
Директор был явно обижен такими нападками и продемонстрировал папку благодарственных писем от работодателя – Росгосцирка.
– Мне 73 года, я всю жизнь думал, что приношу людям добро, а теперь зоозащитники из меня злодея сделали. Иногда приходится слышать: “В клетку надо самого директора зоопарка посадить!”. За что, спрашивается? За мою работу, которую я стараюсь выполнять как можно лучше? – недоумевает он.Сайгачат могут забрать в питомник
В ситуацию вмешался депутат Госдумы Александр Клыканов. Он сообщил, что встретился с замруководителя Росприроднадзора и они договорились о проверке изложенных фактов, а также о необходимости ускорения подтверждения включения сайгака в Красную книгу. Депутат переговорил и с главой Росгосцирка, от которого получил следующую информацию. “Сайгачата были переданы зверинцу частными лицами в Ставропольском крае практически в безжизненном состоянии с просьбой “выходить и на условиях возврата в случае положительного исхода”. Животных откормили, однако востребованы они не были. Позже после проверки полиция Калмыкии приняла решение оставить животных в зверинце на ответственное хранение до выяснения обстоятельств. В зверинце находится более 30 животных Красной книги РФ и списка приложения СИТЭС”, – прояснил историю с сайгачатами Клыканов. Он также сообщил, что сейчас предварительно найдена возможность забрать сайгачат из зверинца в хороший сайгачий питомник на территории области. “Подробности позже, работаем по остальным животным”, – пояснил он в ФБ.Закон надо править Олег Никулика, директор астраханского зоопарка “Баба Фрося”:
– Лицензирование – процедура обязательная для всех. И вряд ли передвижные зоопарки смогут получить лицензию, поскольку условий для надлежащего содержания у них недостаточно. Но не стоит забывать, что это частный бизнес и животные очень недешево стоят. Можно предположить, что в ближайшее время владельцы передвижных зверинцев начнут выставлять их на продажу. Либо будут искать возможности, чтобы подстроиться под новый закон. Который, считаю, нуждается в поправках, потому что он в нынешнем его виде будет позволять людям получать лицензии и продолжать ездить с животными по городам.
Если говорить о дальнейшей судьбе животных из передвижных зоопарков, то в законе должно быть буквально разжевано, как и куда они будут поступать, кто будет иметь право их приобретать и содержать. Но это не должен быть, допустим, только один центр содержания диких животных.
Что касается содержания в зоопарках краснокнижных животных, то здесь нужно понимать, как они туда попали. Есть два способа. Первый – когда государство разрешает изъять его из природы для сохранения и размножения исчезающих видов. Второй – приобретение животных, рожденных в зоопарках, то есть в неволе. Отношение государства в этом случае довольно либеральное.Р.S. В пятницу в зоопарк «Сафари» нагрянула обещанная проверка. Среди проверяющих — сотрудники Росприроднадзора, природоохранной прокуратуры и ветеринарной службой.