В Астраханской области города и села объединят с районами

Войдите, чтобы добавить в закладки

03.02.2014 10:04 Политика
0
13820

03.02.2014 14:04

Готовится большой муниципальный передел

 

В Астраханской области в этом году процесс слияния администраций райцентров с райадминистрациями и укрупнения сельсоветов пойдет быстрее. В идеале – к 2015 году должна быть окончательно обкатана система, по которой работает «муниципальный передел». Об этом рассказал руководитель исполкома областного отделения «Единой России» Александр Белов.

АСТРАХАНЬ-НОВОСТИ-ПОЛИТИКА-ЕДИНАЯ РОССИЯ

Фигура, с которой считаются

- Александр Владимирович, говорят, «Единая Россия» прямо заинтересована в этом процессе?

- Партия не занимаемся этим процессом как таковая, но у нас есть межрегиональные координационные советы, и практически все депутаты и другие выборные лица замыкаются на эту структуру. Поэтому решения об объединении муниципалитетов в той мере, в какой они зависят от членов партии, проходят процедуру согласования с партийным руководством. В том числе в Москве.

- То есть объединение астраханских сел волнует высшее партийное руководство?

- Любая партия имеет главной целью участие в выборах. А здесь — ситуация, когда упраздняются целые органы власти. Подчеркну – упраздняются, так как на самом деле потеря власти руководителем административного центра — для населения это даже благо.

- Почему?

- Сейчас во многих райцентрах нет единой системы исполнения полномочий. Муниципалитеты разных уровней передают полномочия друг другу.

В чем была, к примеру, проблема Ахтубинска? Когда мы встречались с местными партийцами перед прошлыми выборами мэра, они говорили, что горожане вынуждены дважды решать один и тот же вопрос. Например, о планировке территории. Существуют генпланы развития города Ахтубинска и Ахтубинского района — отдельно друг от друга, утвержденные на народных сходах или общественных слушаниях. В итоге жители должны согласовывать какой-нибудь земельный участок и с городом, и с районом.

- Неужели и в селах так же?

- В селах эти полномочия практически везде переданы районной власти. В райцентрах, хотим мы этого или нет, районные власти по факту отвечают за все.

- Получается, все районы после завершения глобального муниципального передела заберут себе все полномочия?

- На уровне райцентра местное самоуправление все равно останется. Останется совет депутатов, который утверждает бюджет, контролирует расходование денег, исполняет наказы своих избирателей.

- Разница между главой некрупного села и райцентра тогда — в чем?

- Если это некрупное село, люди больше обращают внимание не на политический вес, а на личностные качества главы. Многие там — родственники и знакомые. А в административном центре у главы могут быть тысячи избирателей, властный ресурс и желание показать себя. Это второе или третье лицо в районе, и у него есть известные амбиции.

- Это фигура, с которой приходится считаться.

- В том же Ахтубинске амбиции даже зашкаливали - мэр Нарузбаев даже собирал народные сходы против главы района Ведищева. Информация доходила до федеральных СМИ, был резонанс.

Единой схемы нет

- Существует ли единая схема, по которой будет происходить по всей области слияние райцентров с районами?

- В силу того, что пока на верхах до конца не принята концепция реформы местного самоуправления - единой схемы нет. В каждом конкретном случае — ситуация сначала тщательно изучается. Где-то схема, рассчитываем, пойдет гладко — где главы райцентров и районов почти не конфликтуют. Надо понимать, что есть установка на экономию бюджетных средств. В райцентрах есть служащие, которые дублируют функции районных чиновников, и при этом получают зарплату. Соответственно, если создается единый орган, единая администрация — мы ждем сокращения штатов.  Схема, можно сказать, уже отработана в Камызяке.

- Какие трудности встречаются на пути муниципального передела?

- В Ахтубинске, к примеру, все накладывается на предстоящие осенью выборы главы района.

В Нариманове, мы предполагаем, будет проще — если там начнется объединение. Выборы главы города недавно прошли, мэр и районный глава работают в единой команде, им проще будет согласовать все моменты. Тем более там мэр — председатель городского совета, он останется председателем, у него будут полномочия контроля за бюджетом и принятия бюджета.

В Красном Яру — тоже проще. Новый глава райцентра — близок главе района и по партийной принадлежности, и идейно. Володаровка — тоже проблем не должно быть.

В остальных районах тоже люди работают вменяемые и понимают: есть установка упрощать работу органов местного самоуправления, наделять их эксклюзивно принадлежащими правами и обязанностями.

- Что происходит в Харабалях?

- Глава города закупил на зиму некачественный мазут. Некачественный — потому что дешевый, а другой кроме дешевого и нельзя по условиям конкурса. То есть это даже, может, и не вина главы Харабалей. Но отвечает за все в итоге районный глава — потому что и по факту, и по уставу он в ответе за все, что происходит в районе.

Жителям же вообще все равно — кто именно тут виноват. Им представляется, что каждый спихивает обязанности на другого, и никто не хочет решать их проблемы.

- Когда произойдет слияние трех поселений в один мегасельсовет в Красноярском районе?

- Этот эксперимент пойдет, скорее всего, не так гладко, как представляется. Люди настороженно относятся к подобным идеям после несостоявшегося объединения сел Малый Арал и Байбек. Сельчанам тогда толком не объяснили зачем все это, они не понимали — почему теперь придется за справкой ехать в другое место? Поэтому очень важна будет разъяснительная работа.

- Есть еще какие-то новации, о которых стоит знать?

- Местный политсовет «Единой России» в Приволжье рекомендовал уйти от прямых выборов депутатов райсовета. Представителями поселений в райсовете в таком случае будут сами главы этих поселений, либо депутаты поселковых советов, которых глава направит в новый орган.

- Что-то типа старого варианта Совета Федерации?

- Да. Представьте: глава села не обеспечен бюджетом, вынужден решать проблемы, а население ему выговаривает — почему так? Ему проще будет, наверное, решать вопросы напрямую с главой района — на сессиях райсовета.

- Получается вертикаль, когда за все должен в итоге отвечать вышестоящий глава.

- Да, есть риск, что начнется ручное управление. Что проблемы на низовом уровне должны будут решаться на уровне главы района или выше. С другой стороны — у губернатора появится рычаг: не дожидаясь выборов, отправить главу в отставку.

- До губернаторских выборов в сентябре этого года какие муниципалитеты могут успеть объединиться?

- Камызяк закончит, Ахтубинск еще не закончит. Есть определенные сроки выдвижения. В марте мы только-только выберем мэра Ахтубинска, он явно не будет принимать поспешных решений. Ведь он выбрался не для того, чтобы тут же сложить полномочия. В Харабалях начали процедуру согласования с депутатами райсовета. Глава района — новый, ему нужны яркие политические шаги. Вполне возможно, что он начнет форсировать события. В Красном яру надо сначала закончить с объединением сельсоветов. В Приволжье - дождаться конца полномочий совета в сентябре и опробовать новую модель его формирования. В других районах ситуация пока терпит — например, в Володаровке и Лимане.

- До сентября реформа местного самоуправления наверху еще не будет закончена.

- Рабочая группа должна дать председателю партии Дмитрию Медведеву свои предложения в конце марта — начале апреля. Президенту на стол предложения лягут к началу июня. Но — может быть всякое. Никто не предполагал, к примеру, что после теракта в Беслане отменят прямые выборы губернаторов.

Экзотический вариант

- Какие модели скорее всего будут предложены и какие будут оптимальными?

- Возможно, сформируется некая рамочная модель, а дальше на местах будут принимать, - возможно, с открытым обсуждением — конкретные модели. В Камызяке одна, в Ахтубинске другая, в Приволжье третья.

Конечная цель — приблизить главу крупного муниципалитета к людям. Чтобы он не смог отвечать: я дал распоряжение, я доверил депутатам... Теперь придется прямо говорить людям в лицо: что и как для них делается. Да, мы идем на репутационные риски. Но теперь партию нельзя будет обвинить в том, что она закрылась от людей.

- Гордума Астрахани. Что будет с ней? Какие есть перспективы?

- Наши конкуренты из партии «Яблоко» предложили очень экзотический вариант. Член политсовета Вадим Монин и глава отделения Сергей Геворкян выступили с идеей вернуть парламент начала 90-х. Когда есть большой совет на несколько сотен депутатов, которые не получают зарплаты и выбирают из своего числа некий малый совет (или верховный совет, или президиум). А тот в свою очередь назначает сити-менеджера. Мол, таким образом мы избежим коррупции, когда каждый желающий сможет стать народным избранником.

Но в гордуме, согласно количеству жителей города, не может быть больше 83 депутатов. Потом, на корочки и прочие нужды все равно понадобятся деньги. Никакой экономии, и кворум собрать нереально.

- Какой вариант более реален? И что будет с идеей о сити-менеджере?

- Возможен вариант, как в Мосгордуме. Когда все депутаты избираются по одномандатным округам. Если столице дали некий тренд, то он может быть распространен на регионы. Пока в Астрахани обсуждается система «75 на 25», когда только 25% парламентариев избираются по партспискам. Депутаты  нашей фракции считают, что логично число групп в партсписках делать равным числу округов. Причем каждая группа должна быть привязана к округу плотно — чтобы не было первой тройки особо привилегированных кандидатов, которые смогут сказать: вот вы — не наши конкретно избиратели, мы работаем для всех избирателей в целом. Люди видят конкретную фамилию человека, который будет работать на этом округе. Чтобы не было системы «паровозов», чтобы места не распределялись кулуарно среди своих.

Кроме того, мы настаиваем, чтобы количество депутатов было 36, а не 35 как сейчас.

По сити-менеджеру позиция партии такая: пока не решен вопрос с предыдущим мэром, говорить о чем-то рано и пока — депутаты придерживаются идее о прямых выборах мэра.

 

Александр Белов- заместитель секретаря регионального политического совета партии «Единая Россия», руководитель областного исполнительного комитета партии, председатель комиссии по подготовке и организации избирательных кампаний. В 2002-2003 году экономист «Холдинга Смирнов», до 2004 года - председатель Астраханского регионального отделения Социалистической единой партии России. В 2008-2009 начальник управления по связям с общественностью администрации города Астрахани.

 

ТОП-5. Политика

Все новости

Самое читаемое на сайте

Все новости