Перепишем историю – и заживем! Если не передеремся, пока будем писать

22.02.2013 06:27 Политика
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

На заседании совета по межнациональным вопросам президент России достаточно резко заявил, что необходимо подготовить и издать новый учебник истории Российской Федерации – с единой концепцией и идеологией. Тревога лидера нации понятна. В учебниках истории страны, которые я проинспектировала, нет ни слова о патриотизме, духовных скрепах, которые ищет сейчас наш президент. И главное – почти не упоминается сам Владимир Путин! Главный герой нашего времени – Борис Ельцин.

Вы за Чапая или за Колчака?

Недавно соседи во дворе обсуждали очередной пропагандистский телефильм – “Страсти по Чапаю”. Это два года назад главным героем был Колчак, теперь другое время, открываем для себя Чапаева.

– Раньше разговор был коротким. Против народа? Расстрелять! А сейчас о людях не думают. А говорят – строим коммунизм! – философствовала пожилая интеллигентная дама.

Я чуть не споткнулась:

– Вы считаете, что мы все еще строим коммунизм?!

– А разве нет? – удивилась она.

Впору учебники для взрослых писать. Хотя, может быть, я что-то пропустила? Вот специалисты “Левада-центра” (а это все же не ВЦИОМ!) утверждают, что, по последним опросам, 51% россиян – за социалистическое планирование, против рынка. Нынешняя система власти устраивает лишь 17% граждан, советская – 36%.

Впрочем, я бы не очень доверяла опросам. Похоже, даже многие дипломированные наши граждане уже не разбираются ни в истории, ни в географии. Сейчас в Интернете обсуждают, как проходил кастинг телеведущих новостей на общественное телевидение. Потенциальным телеведущим задавали простейшие вопросы: куда впадает Волга, кто такой Сергей Магнитский. И слышали в ответ: “Волга впадает в Енисей. Сергей Магнитский – это ребенок, которого усыновили американцы”. Как вам?

Не надо удивляться, что школьники не знают историю. У нас и у многих выпускников вузов в голове каша. Не о новых учебниках истории впору думать, о новой кардинальной реформе образования!

Путина не поняли

Но вот читаю, что пишут в своих блогах патриотически настроенные историки о новых директивах президента и думаю: “А кто же будет писать новые учебники? Ученые даже не поняли, чего от них ждет президент!”

А дело было так. Директор института российской истории РАН Юрий Петров сказал на заседании совета по межнациональным отношениям, который проходил в Еврейском центре толерантности, что школьники не знают истории. Это происходит якобы из-за того, что у нас много учебников по истории, по-разному трактующих те или иные события – есть сборники федеральные, есть региональные. Логика удивительная: наоборот, казалось бы, ребята должны знать слишком много... Но Путин, видимо, был готов к такому предложению. Он тут же заявил, что нам необходим единый учебник истории, в котором не должно быть “противоречий и двойных толкований”. И вот историки спорят: по какому принципу подбирать авторов учебника, если у одного ученого “правильный” взгляд на Петра I, но “не правильный” – на Грозного, да и как определить, что считать сейчас правильным, а что нет?

Наивные люди. Спросите у пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова! И не заморачивайтесь мелочами – Петром I, Грозным. Не из-за них история переписывается. Ведь “неправильные” учебники республик РФ можно попросту отменить. Главное тут – идеология, духовные скрепы и роль в спасении Отечества самого Путина.

Прочитать бы этот учебник

Я думаю, когда этот учебник появится, его расхватают взрослые, детям не достанется. Всем же интересно, где мы сейчас живем, что строим. Может быть, и правда снова коммунизм? Но, скорее всего, ждать новый учебник придется долго. Но надо, конечно, было застолбить тему, занять людей, пусть историки-соавторы выстроятся в очередь...

Да и не каждый президент может вот так заявить: нужен новый учебник истории! Дмитрий Медведев в свое президентство лишь сдвинул время на час, а тут колесо истории может развернуться в другую сторону!

Кстати, современные учебники истории России для старшеклассников (я просмотрела книг шесть) достаточно сдержанные, без патетики, опираются они в основном на документы, а не чьи-либо воспоминания. События 1917 года именуются переворотом, советский строй – тоталитарным режимом. Разногласий по этому поводу в федеральных учебниках как будто бы нет. Так что остается только гадать, о какой “единой идеологии и концепции” для серии учебников идет речь.