Дмитрий Медведев решил устроить "революцию" в "Единой России"

29.05.2012 07:08 Политика
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

26 мая в Москве, в Манеже, прошел XIII съезд партии "Единая Россия". Формально говоря, партия после него серьезно изменилась: поправили устав, обновили руководящие органы, избрали нового председателя партии. Фактически же все эти перемены едва ли можно считать сколько-нибудь существенными.

 

За несколько дней до съезда, 22 мая, глава нового российского правительства и бывший президент Дмитрий Медведевстал членом "Единой России". Уже 26-го съезд избрал его председателем партии - кандидатуру Медведева предложил его предшественник на этом посту, действующий президент Владимир Путин. Эта давно анонсированная очередная рокировка может рассматриваться двояко: с одной стороны, Путин продолжает дистанцироваться от "Единой России" (он не стал возглавлять ее список на думских выборах в декабре, отправив вместо себя Медведева, и в президентской кампании предпочитал опираться на "Общероссийский народный фронт"); с другой стороны, Медведеву выделили еще одну "поляну", помимо правительства, чтобы ему было где приложить свою энергию и попытаться продемонстрировать, что его рано списывать со счетов, хоть он и уступил покорно президентский пост Путину.

Медведев ринулся в партстроительство с тем же задором и энтузиазмом, с которым он в свое время начинал президентствовать: он немедленно предложил (а съезд, само собой, немедленно принял) целый ряд поправок в партийный устав, которые сам новоявленный председатель "Единой России" охарактеризовал как "революционные". Все они, по замыслу Медведева, нацелены на развитие внутрипартийной демократии.

Во-первых, руководство федеральных, региональных и местных партийных организаций стало выборным (альтернативное тайное голосование).

Во-вторых, партия теперь будет проводить своего рода праймериз для выдвижения своих кандидатов в спикеры Думы и региональных законодательных собраний, а также в председатели муниципальных советов; на посты руководителей своих собственных фракций в законодательных органах всех уровней; и, что особенно любопытно, на должности губернаторов и мэров.

В-третьих, не менее 20 процентов генерального совета (согласно уставу, это основной коллегиальный руководящий орган "Единой России") должны состоять из представителей первичных партийных организаций. Это, по идее, позволит держать в тонусе партийных бонз, которых теперь разбавят людьми "с земли".

В-четвертых, кадровый состав всех руководящих органов партии должен каждый год обновляться не менее чем на 10 процентов.

Наконец, в-пятых, для всех руководителей партии срок полномочий ограничен пятью годами, что совпадает с парламентским циклом.

Нововведенная партийная демократия заработала немедленно: ключевого функционера "Единой России", секретаря президиума генерального совета, тут же на съезде члены этого самого совета выбирали прямым тайным голосованием на альтернативной основе. Претендовали на должность действующий секретарь Сергей Неверов, его заместитель Сергей Железняк и секретарь политсовета владимирского отделения партии Сергей Бородин. Борьба была бескомпромиссной: Неверов получил 109 голосов, Железняк - 15, Бородин - 11 (еще 34 члена генсовета в голосовании почему-то не участвовали).

Также был избран новый состав высшего совета "Единой России". Этот орган, несмотря на столь громкое название, никаких реальных полномочий, в общем, не имеет. Это, так сказать, "паровозное депо" партии - в нем собраны самые статусные партийцы и сторонники "Единой России". Для публичного лица членство в высшем совете - способ продемонстрировать лояльность, для партии - способ продемонстрировать, что "все крутые с нами".

В высший совет вошли, среди прочих, целый выводок министров свеженазначенного медведевского правительства (министр культуры Владимир Мединский, министр сельского хозяйства Николай Федоров, министр образования Дмитрий Ливанов, министр регионального развития Олег Говорун, министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев, министр финансов Антон Силуанов, вице-премьер Александр Хлопонин), спикеры обеих палат парламента (Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин) и несколько губернаторов (в частности, глава Чечни Рамзан Кадыров, мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья, один из отцов-основателей "Единой России" Сергей Шойгу). Председателем высшего совета остался Борис Грызлов, который на съезде отсутствовал "по личным обстоятельствам".

Короче говоря, все главные функционеры "Единой России" по итогам XIII съезда партии пока что остались на своих местах. С программой и идеологией партии, с ее местом в структуре власти и политической жизни страны тоже ничего пока не произошло. При этом масштабную, прямо-таки революционную модернизацию новоявленный лидер Дмитрий Медведев уже пообещал и вроде как даже запустил.

У кого тут дежа-вю?

Артем Ефимов