Бизнес вдвоем. Неужели ничего личного?

Войдите, чтобы добавить в закладки

10.05.2012 14:51 Политика
0
18761

10.05.2012 18:48

Почему-то считается, что семейный бизнес – это всегда хорошо. В памяти сразу всплывают внушающие безоговорочное доверие слова вроде «преемственность поколений», «династии», «традиции». А что если забыть о лирике? Реально ли эффективно вести бизнес вместе с женой, детьми или другими родственниками?

 

Конечно, да

Традиционно на семейных узах держатся такие направления бизнеса, где секреты мастерства передаются из поколения в поколение. В Астрахани по такому принципу строятся многие частные предприятия сельского хозяйства, фермерские например. Ремесленничество у нас не процветает, поэтому вековые семейные «вертикали» единичны.

Другое дело бизнес, созданный в рамках одной семьи, в котором задействовано одно-два поколения. Таких компаний в Астрахани очень много. По оценкам специалистов, доля «семейных» компаний в секторе малого и среднего бизнеса достигает 30%.

Основные преимущества совместного ведения дел очевидны: «свой» легче «входит в положение», соглашается на не всегда выгодные условия труда, к примеру, на переработки в выходные дни. Кроме того, можно рассчитывать на долгосрочную перспективу сотрудничества, так как «родной» работник будет более преданным компании, более ответственным. Не уйдет к конкурентам, не обворует.

Однозначно, нет

К сложностям специалисты относят не всегда адекватное восприятие родственниками ситуации в компании. Второй минус – прием на работу члена семьи может спровоцировать конфликтные ситуации в коллективе.

Наконец, с партнерами – сыновьями, тетями и братьями - сложнее расставаться. Если придется уволить члена семьи, это обязательно скажется на отношениях с другими родственниками.

Зачем изобретать велосипед?

Начиная бизнес с супругой, родителями, братьями, сестрами или детьми, основатель сталкивается с дополнительными проблемами помимо обычных для любого начинающего предпринимателя. А члены семейства часто присоединяются к новому бизнесу, не имея ясного представления относительно своей роли в нем в дальнейшем.

Именно поэтому по статистике выживает в итоге только один из трех семейных бизнесов.

Практика показывает, что большинства сложностей можно избежать, если учесть ряд моментов. Во-первых, стоит ограничить любые обсуждения бизнеса вне офиса и ввести в практику регулярные процедуры обсуждения. Во-вторых, рекомендуется различным членам семьи заниматься вопросами соответствующими их образованию и склонностям, но «роли» должны быть распределены заранее, чтобы избежать конфликтов. В-третьих, важно выявить неоспоримые преимущества семейного бизнеса и помнить о них. Множество мелких компаний никогда бы не выжила без энергии и упорной работы на благо компании всех членов семьи. А квалифицированные специалисты – члены семьи – это еще и огромный актив бизнеса. В-четвертых, чтобы избежать недопонимания и трудных ситуаций в будущем определите в письменной форме размер компенсации, долю собственности, обязанности и другие вопросы. Это особенно важно для родственников, вовлеченных в бизнес без четкого плана выхода из него. Наконец, практика показывает, что эффективнее привлекать к занятию бизнесом взрослых детей, только если они уже имеют опыт работы в другой компании.

Но это всё теория. А что об особенностях семейного бизнеса думают те, кто его ведет?

Ольга и Максим Бочаровы, агентство по организации праздников «Бочарoff»:

-Их семейная пара создавалась одновременно с бизнесом. Когда Ольга организовала агентство, её молодой человек стал помогать. Кстати,  у родителей Максима тоже было семейное дело – ландшафтный дизайн. Через время они решили его закрыть и стали работать в агентстве детей, взяли на себя изготовление букетов из конфет. Кроме того,  в компании трудится и племянница Ольги – танцует и проводит шоу мыльных пузырей.

«Если бы мы сейчас начинали своё дело, тоже организовали бы совместный бизнес, - подчеркивают супруги Бочаровы. – Разделять работу и личную жизнь нам, к счастью или к сожалению, не удается. К счастью, потому что нам всегда интересно быть вместе, что-то придумывать, прорабатывать. А к сожалению – поскольку редко получается отключиться от рабочей текучки и побыть просто супругами. Но друг от друга мы не устаем, отдыхать ездим только вместе».

Марина и Алексей Булычевы, творческая мастерская Алексея Булычева:

- Их совместному бизнесу пятый год. До того, как создать собственную творческую мастерскую, тоже работали вместе. Сегодня их бизнес твердо стоит на ногах. Именно их работы дарят на официальных приемах гостям региона самого высокого уровня (Дмитрию Медведеву, Владимиру Путину, первым лицам прикаспийских государств).

«Совместное дело дает возможность проводить вместе максимальное количество времени. Для нас это самый большой плюс. Ни одного минуса назвать не можем. Дело в том, что мы четко разделили обязанности. Марина – арт-директор, отвечает за творческую составляющую работы. Алексей – менеджер, задача которого создать все условия для творчества и супруги, и других сотрудников. Нет ничего лучше, чем работать с родным человеком, которому безоговорочно доверяешь», - убеждены супруги.

Наталья Никифорова и Виталий Фомовской, сеть свадебных салонов «Желаем счастья»:

- Бизнес начинался более 10 лет назад с небольшого магазинчика на Кировском рынке. Его открыла мать Виталия - Татьяна Фомовская. Сейчас сеть «Желаем счастья» насчитывает четыре салона свадебных и вечерних платьев.

«В нашем семейном бизнесе – две супружеские пары. Мы и родители – Татьяна Яковлевна и Иван Степанович.

Мы четко разделили обязанности: мама взяла на себя финансы, Наталья – договорные отношения, папа и Виталий – организационные вопросы. При всех очевидных преимуществах ведения бизнеса родственниками есть и ряд минусов. Во-первых, нет возможности отдыхать всей семьей. Сейчас как раз родители на отдыхе, у нас 12-часовой рабочий день, - рассказывают Наталья и Виталий. - Во-вторых, нет такого понятия, как выходной или «моё личное время». Одно тянет за собой другое – то надо ехать в Москву, Италию, Испанию, смотреть свежие коллекции, то пора продлевать договоры с поставщиками, то сразу несколько продавщиц попросились в отпуск, то решили открыть новый салон… Мы всё время говорим и думаем о работе, даже дома за ужином. Хоть наш бизнес и особенный – связанный с эмоциями, красотой, это всё равно бизнес».

Елизавета и Дмитрий  Богачевы, сеть магазинов «Газторг»:

Женаты 17 лет, дело открыли в 1999 году. Выбирая направление деятельности, проанализировали свободные ниши рынка. Решили сделать ставку на газификацию области, и не прогадали.

«Для нас совместный бизнес – это свобода и психологический комфорт, - говорят Богачевы. - Мы сами распоряжаемся  временем, подстраиваем график под нужды семьи. Успеваем и с детьми побыть, и родителей навестить. Никаких начальников над нами нет, это очень здорово.

Что касается разделения должностных обязанностей, то оно, конечно, есть. Муж имеет техническое образование, поэтому с мастерами-газовиками разговаривает на одном языке. Жена взяла на себя бумажную часть работы: от заключения договоров до расчетов с поставщиками.

И недостатки у совместного ведения дел есть. Во-первых, все риски «лежат в одной корзине». Во-вторых, есть сложности с отпуском. Отдыхать летом мы не можем, так как у нас самый «горячий сезон», а по отдельности мы в отпуск не ездим. Приходится ограничиваться выездами в весенние и осенние каникулы детей».

ТОП-5. Политика

Все новости

Самое читаемое на сайте

Все новости