Дорогие друзья России: зачем мы им всем даем деньги?
Обещание президента Путина выделить «действующему руководителю Белоруссии» (как начала величать Лукашенко российская пресса) 1,5 млрд. долларов США вызвало настолько неоднозначную реакцию в российском обществе (дежавю - 3 млрд. Януковичу), что наш Минфин вынужден был срочно давать разъяснения. Дадут не долларами, а рублями, и в этом году дадут сумму, эквивалентную $500 млн, а потом еще $500 млн, и только в следующем году остальные $500 млн. Самое время напомнить о наших затратах на внешнюю политику во времена СССР и после СССР а заодно разобраться в мотивах и результатах этих затрат.
Сейчас Россия вкладывает миллиарды (точный размер сумм определить невозможно, как и в СССР, все цифры закрыты, судить можно только по масштабам) в Сирию, Венесуэлу и Ливию, неясного размера суммы в Центрально-Африканскую Республику, где были убиты наши журналисты, Мозамбик, Судан, Йемен и еще непонятно куда - о присутствии наших «вагнеров» говорят сейчас по всей Африке. Очевидно, что РФ в наши дни пытается вернуть влияние (или воображаемое влияние) СССР в мире. Кому-то это душу греет, кто-то подсчитывает убытки - кстати, как и в СССР, это делали даже члены Политбюро ЦК КПСС (даже сам Андропов), задаваясь вопросом - ради чего СССР тратит более половины всей валютной выручки от экспорта подорожавшей нефти на Кубу, Египет, ту же Сирию и пр. Зачем мы это делаем?
«Мирные» диктаторы
Начнем с мотивов СССР. Он начал финансировать «мировую революцию» буквально с первых лет существования советской республики - начала 1920-х, когда мы вмешались в гражданскую войну в Китае, начали финансировать германских коммунистов в надежде на социалистическую революцию и других коммунистов Европы. Лозунг «За мировую революцию» после Второй мировой сменился на «Мир во всем мире», то есть каждый местный князек или диктатор-горилла, заявляющий о ненависти к США и ориентации на социализм, по умолчанию включался в реестр получателей советских денег, халявного оружия и нефти/бензина.
Даже в Политбюро понимали, что друзья ненадежны и влиять на них невозможно, но упорно гнули «генеральную линию партии» в надежде сколотить союзный блок. К концу СССР страны третьего мира задолжали СССР астрономические суммы, которые уже РФ списала в 2000-е как безнадежные долги.
«Союзнички» закономерно платили СССР черной неблагодарностью. Наш друг, Герой Советского Союза Гамаль Абдель Насер пытался превратить Египет в хаб по перепродаже получаемого бесплатно советского оружия, более успешно этим бизнесом занялся почти «брат» Каддафи (Ливия) и «брат» Саддам (Ирак), а друг Чаушеску перепродавал наше новейшее оружие странам НАТО. Про Асада-папу (Сирия) вообще промолчу: он разводил наши МИД и ЦК хитрее всех.
Один из самых нелепых эпизодов советского периода - война Сомали и Эфиопии, когда в университете преподаватели вынуждены были смущенно объяснять нам, как это две социалистические страны воюют между собой, вдобавок - советским оружием.
«Второе освоение Сирии»
С российскими мотивами сложнее. Желание восстановить былое влияние СССР очевидно, но экономика уже не та и технологические возможности тоже. Военные моряки горько шутят, что скоро у нас флагманами будут ходить корабли третьего ранга, поскольку корабли даже второго ранга строить разучились, ничего похожего на «Буран» наша аэрокосмическая промышленность родить не в состоянии, ну и т. д. Мотив вхождения в Сирию официальный - борьба с международным терроризмом, особенно с запрещенным ИГ. Но Асад-то с этим запрещенным особо не воевал, а часто их интересы совпадали (об этом подробно пишет член Совета по международным делам при МИД РФ К. Семенов). Асад воевал с другими силами, в первую очередь с собственным народом, в результате беженцев из Сирии более 1/3 населения, но сейчас не об этом - дошло до анекдота, когда «халиф» Аль Багдади был убит американским спецназом в турецкой зоне контроля под носом у российской группировки, причем американскому десанту пришлось запрашивать разрешение на пролет у российской стороны, утаив истинную причину вояжа. Что же мы в тех краях делаем?
Регион военного присутствия
Наиболее распространённая в обществе гипотеза «второго освоения Сирии» - мы не допускаем строительства газопровода от Персидского залива к берегу Средиземного моря. Возможная версия, но теперь, когда на шельфе Восточного Средиземноморья найдены гигантские запасы газа и нефти, плюс Катар и другие страны Залива освоили экспорт сжиженного газа, такая версия кажется сомнительной.
Мне более вероятной кажется та версия, что лежит на поверхности: России нужны военные базы в этом регионе, а Сирия осталась единственной страной, готовой их пока терпеть. Наши военные базы в Сирии лишают Турцию стратегического тыла - ее территория на всю глубину оказывается под наблюдением, при необходимости - и под огнем.
Впрочем, турецкого лидера Эрдогана такое положение не особо смущает, и он успешно теснит Россию в Ливии и сдерживает в Сирии. В результаты наши затраты на ливийский театр военных действий только растут.
Иран изъявил готовность в ближайшее время принять наши военные корабли в южных портах - значит, нужны новые миллиарды на береговую инфраструктуру. Отношения с Ираном у нас сложные и неоднозначные, напомню, что после убийства Сулеймани российская сторона выразила лишь возмущение американским самоуправством, но не соболезнования. Но если падет режим в Иране, нельзя исключать появления американских баз на том берегу Каспия, об этом много лет назад недвусмысленно предупредил одного астраханского сенатора сам Генри Киссинджер. То есть, держать карман шире придется.
Нельзя исключать такой мотив расширения нашего военного присутствия в Африке и других регионах частными коммерческими интересами российской элиты - об этом тоже много пишет и российская и зарубежная пресса, замечая бизнес-джеты наших толстосумов то в одной, то в другой «горячей точке».
Инвестиции в никуда
Увы, результат российской «братской помощи» уже сейчас вряд ли отличается от советского опыта - ни с одной из стран-получателей этой помощи дела не идут успешно. Наши деньги и оружие помогли продлить агонию режимов Мадуро и Асада, но чем дальше в лес… Ситуацию гробит некомпетентность целеполагания и примитивизм планирования. Свежий пример - кинулись спасать Омара Башира, суданского диктатора, на которого был выдан ордер для привлечения к суду за военные преступления - и что, помогли ему наши спецрейсы? Где теперь брат Башир? Про Йемен и причины сокращения российской активности на этом направлении промолчу… Ориентация на диктаторские режимы и материальная помощь им - это плохие «инвестиции», опыт СССР и новый российский опыт подтверждают эту азбучную истину. Не надо было давать денег Лукашенко, он всегда нас продавал, аукнутся нам еще эти «инвестиции», лучше бы их на свою собственную медицину пустили…