Чем обернулся выстрел в астраханского губернатора

05.05.2019 10:00 Посмотреть
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

С 1 февраля 1884 по 17 мая 1888 гг., пост астраханского губернатора и наказного атамана Астраханского казачьего войска занимал Николай Максимович Цеймерн. Он прожил долгую и полную событиями жизнь, причем самое страшное событие произошло с ним в Астрахани.
Сделать на своем посту он успел много полезного. При нем успешно шла борьба с эпизоотией чумы крупного рогатого скота и с саранчой в губернии. По его указаниям приняли противопожарные и противоэпидемические меры в казачьих станицах. В губернском центре открыли Родовоспитательный дом, Дом призрения Репиных, богадельню Морозовых, школу глухонемых, Епархиальное женское училище при Благовещенском монастыре, мужскую школу при Духовной семинарии, построили сиротский дом. Возобновило работу Петровское общество исследователей Астраханского края.
Именно в годы руководства Цеймерна в Астрахани в 1884 году был поставлен первый памятник. На средства города самому скульптору А. Опекушину был заказан памятник Царю-освободителю Александру II. Установили его в Губернаторском саду, который по этому случаю был переименован в Александровский (ныне – Братский). В тот же год завершили строительство Реального училища. Затем построены собор Покрова Пресвятой Богородицы, здание Войскового правления Астраханского казачьего войска, был благоустроен базар Большие Исады.
Однако 1887 год принес неприятности. Настоящий бум их пришелся на весну и лето. Например, 26 мая на Кузнечной улице (район Селения) произошла массовая драка портовых рабочих – русских грузчиков с персами-крючниками. Пострадало более 20 человек. 9 июня неожиданно умер Александр Александрович Сапожников – бывший городской голова (мэр города), богатый рыбопромышленник и просто “популярнейший астраханец и заслуженный человек”. Весь год на промыслах Сапожниковых была напряженная ситуация…
Неожиданное
и странное
Но, пожалуй, самое сильное потрясение ожидало горожан в апреле.
По сообщениям тогдашней прессы, “апреля 28, в половине втораго часа пополудни, при входе губернатора Н.М. Цеймерна в Казенную Палату, на лестнице, вольнонаемный писец К.С. Гаврилов нанес его превосходительству выстрелом из револьвера рану в голову”.
Казенная палата располагалась тогда в “казенном доме” на ул. Никольской. Это было губернское учреждение министерства финансов империи. На казённую палату со второй половины XIX века возлагалось счетоводство и отчетность по приходу и расходу сумм в губернских и уездных казначействах, ей подчинённых.
Зачем же губернатор мог прийти в казенную палату? Дело в том, что так называемое общее присутствие палаты созывалось для важных дел, например, производство торгов, уничтожение вышедшей из употребления гербовой бумаги, свидетельство казначейств. По делам о казенных торгах и подрядах в присутствии председательствовал губернатор.
Сейчас уже трудно судить о подробностях, но можно предположить, что ранение было тяжелым, хотя и позволило губернатору протянуть почти целую неделю – как раз до того, как прибыла квалифицированная помощь. Да не просто помощь, а в лице лучших специалистов своего времени.
Спасение
3 мая в город прибыли, по скупым заметкам в газетах, “профессора Склифосовский и Левшин для оказания помощи раненному Н.М. Цеймерну”.
Николай Васильевич Склифосовский – заслуженный профессор, директор Императорского клинического института великой княгини Елены Павловны в Петербурге. Работал в Германии, Франции, Англии, автор научных трудов, сотрудник кафедры хирургии Киевского университета, участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Служба на войне дала ему материал для работ по военной медицине и военно-санитарному делу. Опыт экстренной травматологии пригодился врачу как раз в астраханском случае.
Помогал ему соратник Лев Львович Левшин – также хирург, заслуженный профессор Московского университета. Он имел военно-хирургическую практику, работал за границей, преподавал в медико-хирургической академии и тоже участвовал в русско-турецкой войне в качестве консультанта по хирургии. Исполнял должность декана медицинского факультета Казанского университета и как раз в 1887 году был перемещён на кафедру факультетской хирургической клиники. Одним из первых в России, в 1870-х, ввёл в хирургическую практику антисептику.
Так что Цеймерну повезло попасть в руки двух научных светил своего времени.
Сумасшедший или..?
Губернатор выжил и быстро шел на поправку. Гаврилов же, преданный Казанскому военно-окружному суду, находился под следствием.
27 июня состоялось заседание временного военного суда по делу о покушении на жизнь губернатора. Мещанин Гаврилов, до того содержавшийся под стражей, был отправлен, как тогда говорили, “на испытание в умственных способностях”. То есть на психиатрическое освидетельствование. В итоге приговором от 20 октября 1887 года и определением Казанского окружного суда от 27 ноября того же года был признан душевнобольным. Распоряжением командующего Казанским военным округом по соглашению с министром внутренних дел от 28 января 1888 года дело о нем прекращено, и Гаврилов был помещен в дом душевнобольных в Казани…
Но кто вообще такой этот Гаврилов и что произошло?
Тут нужно отметить, что в это самое время общество не отошло от потрясения, вызванного покушением на жизнь самого императора Александра III.
Организовали его члены “Террористической фракции”, созданной в 1886 году в Петербурге. Она числилась в составе партии “Общенародной воли”. Одним из организаторов покушения стал Александр Ульянов (старший брат В.И. Ленина). Убийство царя предполагали совершить 1 марта, в годовщину гибели его отца Александра II. Но ничего не вышло – прямо на Невском проспекте, перед покушением, террористов арестовали. По делу проходили 15 человек, из них 5 приговорили к смертной казни, 8 отправили на каторгу. Суд над заговорщиками начали 15 апреля 1887 года, он шел 5 дней, приговор зачитали 19 апреля, а 8 мая Шевырёва, Ульянова, Андреюшкина, Осипанова и Генералова повесили к Шлиссельбургской крепости. Арестована была по делу и сестра Александра, Анна Ульянова.
Таким образом видно, что покушение на астраханского губернатора произошло как раз после того, как приговор петербургским мятежникам уже был вынесен, но казнь еще не состоялась. И прогрессивная общественность, сочувствовавшая именно им, а вовсе не царю, была сильно взбудоражена и озлоблена.
Ну а сам Гаврилов? Его ситуация вполне могла сильно взволновать, ведь у него были с властями свои счеты.
Константин Семенович Гаврилов, из мещан, родился в Астрахани в 1867 году. Учился в Астраханском реальном училище, но в 1883 году выбыл из 6-го класса “за недостатком средств”. Учеба его прервалась из-за бедности.
Далее он служил в городской управе, затем – писцом Малодербетовского улусного управления (Астрахань была центром управления Калмыцкой степью). С ноября 1885 года работал писцом в той самой казенной палате. Причем в начале того года, в феврале, у него случился первый конфликт с властями. Он был обыскан – хотя и без последствий – по требованию Московского жандармского управления в связи с дознанием по делу Гофман, Кравченко и Зубовича. В любом случае у властей были свои причины присмотреться к Гаврилову, а у него – причины власть ненавидеть.
Мы помним, что в ходе расследования покушения на астраханского губернатора бывшего писца положили в психиатрическую больницу. Но затем… признали уже здоровым! И по постановлению особого совещания от 17 июля 1891 года он подлежал высылке под гласный надзор полиции в “отдаленнейшие места” Восточной Сибири на пять лет.
Ссылку отбывал в Намском улусе Якутской области, а в 1893 году переведен в Вилюйск. Через три года поселился уже в Якутске.
По постановлению особого совещания от 25 апреля 1896 года за отказ от присяги срок высылки Гаврилову продлили еще на два года, затем еще на год. И вот по окончании срока надзора полиции 19 июня 1898 года Гаврилов выехал в г. Балаганск Иркутской губернии. Ему было запрещено жить в обеих столицах и в Петербургской губернии. В Иркутске Гаврилов входил в революционный кружок Бычкова в 1900-1901 гг., содержал свое фотоателье и даже служил в Техническом отделе на постройке Забайкальской железной дороги. Родного города он так больше и не увидел – умер в Иркутске 23 декабря 1901 года…
А губернатор Цеймерн через год после пережитого покушения, 17 мая 1888 года, был назначен членом Совета Министерства внутренних дел и покинул пост астраханского губернатора. Карьера его успешно продолжилась, он еще будет возглавлять Владимирскую губернию и мирно умрёт в 1915 году, пережив своего несостоявшегося убийцу на 14 лет.
Радмила Таркова.