Трампарк сгорел. Конец эпохи электротранспорта в Астрахани

23.07.2020 08:00 Новости
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

В воскресенье, 19 июля, на площади Карла Маркса в Астрахани было жарко: практически весь день пожарные тушили загоревшиеся ангар и двухэтажное здание на территории бывшего трамвайно-троллейбусного парка. Крупный пожар начался в начале двенадцатого дня. В общей сложности пожар тушили почти семь часов. От огня пострадало 600 кв. м площади: от ангара остался практически только остов. Этот пожарище, по сути, окончательно завершил эпоху электрического транспорта в Астрахани.

Неосторожное обращение с огнем?
По информации регионального МЧС, сообщение о возгорании поступило в 11 час. 32 мин. Огнем занялся складской ангар, затем пламя перешло на двухэтажное здание, которое в последнее время не использовалось. В тушении были заняты 18 единиц техники и 123 пожарных. В 18:16 объявили полную ликвидацию пожара.
Предварительной причиной возгорания в МЧС назвали неосторожное обращение с огнем неустановленного лица. При происшествии никто не пострадал, отметили в управлении.
В течение дня новость о пожаре на территории депо активно обсуждалась горожанами. Среди немногочисленных версий не исключался и поджог.

Сгорело не всё
Наши корреспонденты побывали на месте пожара. Объективно можно сказать, что вот «прям все-все», конечно, не сгорело. Ангар выгорел полностью, примыкающее к нему здание пострадало меньше всего. На пепелище работники разгребали последствия пожара.
Но на всей территории, которая сегодня представляет собой абсолютную заброшенность и запущение на более 40 тыс. квадратов, есть несколько строений, включая и административное здание. Как пояснил нам охранник, кроме администрации и бухгалтерии транспортного предприятия да арендаторов, оказывающих услуги по техосмотру, в бывшем трампарке и нет больше никого. Да, там еще стоят отслужившие свое старые троллейбусы.

Не дожил до 50-летнего юбилея
Напомним, в начале 2018 года муниципальное унитарное АТП было переименовано в муниципальное унитарное пассажирское транспортное предприятие. Из его устава была исключена как вид деятельности перевозка пассажиров электротранспортом и добавлены автобусные перевозки.
Осенью 2017 года официально прекратил свое существование троллейбус. Он недотянул до своего 50-летнего юбилея всего несколько дней. На тот момент в городе оставалось только два из существовавших прежде четырех маршрутов.
«Рогатые» ушли с астраханских дорог, как тогда объясняли городские власти, из-за нерентабельности этого вида транспорта и больших долгов предприятия.
До последнего времени активисты из движения «Электротранспорт города Астрахани» не оставляли надежды вернуть троллейбусы городу. Они устраивали различные пикеты и митинги, публиковали обращения, в том числе взывали и к новым лицам в региональной власти.

«Убили» через 107 лет
А в 2007 году астраханцы навсегда простились с трамваем: старейшим видом транспорта в Астраханской области. Он был запущен в 1900 году и ликвидирован 107 лет спустя не без участия тогдашнего мэра Сергея Боженова. Простить такого решения ностальгирующие по веселому трезвону стареньких трамваев бывшему градоначальнику не могут до сих пор.
До ликвидации трамвайной системы проектом генерального плана Астрахани предлагалась коренная реконструкция трамвайного транспорта к 2025 году, создание системы скоростного трамвая, пишет, например, Википедия. Астраханцы тоже всегда припоминают об этих прожектах, когда говорят об уничтожении электротранспорта в городе.

Без муниципального транспорта
С развитием автобусного транспорта в Астрахани тоже пока не особо получается. Напомним, в облцентре нет муниципального общественного транспорта вовсе. К концу 2016 году обанкротился «АстраханьПассажирТранс»: предприятие тоже имело большие долги. Отмечалось, что виной тому послужило то, что область не дотировала разницу в тарифах.
На смену региональному перевозчику пришел иногородний из Самары. «Автомиг» продолжает сейчас обслуживать городские маршруты. Ему сданы в аренду и «синие» автобусы, которые Москва безвозмездно передала региону в разгар губернаторской кампании.

Построить автобусный парк
Однако в декабре прошлого года была озвучена идея создания на базе АТП муниципального автобусного парка. На итоговой пресс-конференции экс-глава горадминистрации Радик Харисов заявил, что городу нужного уходить от маршруток и использовать автобусы иного класса.
Предполагалось, что на территории бывшего трамвайно-троллейбусного депо разместится не только автобусный парк, но и диспетчерские службы, и, возможно, организации, отвечающие за осмотр и допуск водителей к работе. Подразделениям муниципалитета было, в частности, дано задание разработать штатную структуру этого предприятия.
Сами же автобусы должны были появиться, когда полностью заработает Комплексная схема организации дорожного движения. Ее выпуск анонсировался на весну этого года.

Хотели 10 лет назад
Идея, к слову, не нова. О планах создания на базе ТТП городского автобусного парка говорилось еще в 2010 году, то есть за семь лет до ликвидации троллейбусов. Согласно тогдашней трехлетней программе развития транспортной сети на улицы Астрахани планировалось вывести более 600 автобусов большой и средней вместимости. Тогда же подчеркивалось, что содержать автобусный парк экономичнее, чем троллейбусы.

«Должна принадлежать городу»
Депутат гордумы Халит Аитов, который является сторонником возрождения троллейбусного движения в облцентре, подчеркнул нам, что он с товарищами будет настаивать на том, чтобы земля оставалась исключительно в муниципальной собственности. «По факту пожара на территории транспортного предприятия мы обязательно будем требовать проведения самого тщательного расследования. На складах, судя по отчетам, которые нам предоставлялись, должны были храниться часть контактной сети, запчасти и т.д. Соответствующие запросы поступят в следственные органы», - сказал руководитель фракции коммунистов.

«Землю выставляли на торги»
Как пояснил Халит Аитов, в прежнее время, когда происходило разрушение троллейбусного парка, были все основания предполагать, что на этой территории может появится очередной ТЦ или жилой комплекс. Ранее земля выставлялась на торги. «Считаю, что во многом благодаря движению защитников электротранспорта, привлечения внимания к вопросу возрождения работы троллейбусов, эта земля до сих пор остается в статусе муниципальной. К тому же мы не просто выходили на пикеты и собирали подписи (а суммарно за два года их набралось уже 43 тысячи), но и составили смету запуска троллейбуса и обучения водителей. Была достигнута и договоренность с московской мэрией о безвозмездной передаче 50 машин и 50 км контактных сетей», - прокомментировал депутат гордумы.