Ухабы и грандиозные планы: впечатления от поездки по потенциальному транспортному коридору «Север-Юг»

31.08.2019 11:00 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

Хочу поблагодарить уважаемых читателей за комментарии к моим предыдущим публикациям. Разумеется, не со всеми согласен, но радует то, что рассудочные содержательные комментарии практически вытеснили чисто эмоциональные отклики. Значит, люди все больше стремятся к осмыслению и обсуждению процессов в окружающей действительности. И это внушает надежду на будущее. Собственно, я и пишу для того, чтобы стимулировать содержательную дискуссию. Приношу извинения, что не отвечаю на все комментарии, но я их стараюсь учитывать в новых публикациях.

Отправная точка
Сегодня хочу поделиться впечатлениями от поездки по потенциальному транспортному коридору «Север-Юг». Впечатления можно назвать субъективными: путешествия были по автодорогам вдоль Волги — в Тольятти, Нижний Новгород и до Саратова (далее свернули на запад в Брянск) и не имели прямого отношения к изучению коридора — спортивный судья едет куда пошлют. Но вблизи рассмотреть
можно многое. Так что кто захочет высказаться по поводу нижеследующего — добро пожаловать в комментарии.

Первое впечатление и вывод: транспортно-логистический коридор "Север-Юг" — дело довольно далекого будущего. Это не значит, что не надо им заниматься или прекратить его обсуждение — если это сделать, то коридора не будет вообще никогда. Но вещать, что он уже почти-почти работает или вот-вот заработает на всю мощь и все мы тут начнем развиваться бешеными темпами — это выдумки. Итак, поехали.

Астрахань - Волгоград
На выезде из Астраханской области, на границе Черноярского района реконструкция трассы «Каспий» идет — судя по объему, двухполосная дорога станет четырехполосной. Протяженность работ небольшая, всего несколько километров, рабочих и техники особо не видно. А впереди — бутылочное горлышко в районе
Светлого яра и Райгорода, там только объезд к Волгограду строить, ибо иначе сносить придется очень много.
Далее упираемся в Волгоград. Вообще молчу. Объездная дорога вокруг Волгограда строится участками, даже к ЧМ по футболу обошлись реконструкцией внутригородских трасс. Волгоград как был парализован пробками, так и остался. Когда появится нормальный объезд — неясно. Даже сейчас уже построенные
участки объездной дороги оказались внутри города, во многих местах трасса не огорожена и ограничение скорости — 60 км/ч - чисто городское. Вдобавок эти участки объездной нафаршированы стационарными и мобильными камерами.
На выезде из Волгограда строительство помасштабнее — почти настоящий автобан. То есть, скоро подъехать к Волгограду с севера и выехать из него на север можно будет без пробок — это если вы преодолеете сам Волгоград (мы меньше 2-х часов на проезд города-героя днем ни разу не тратили, у кого получалось быстрее
поделитесь опытом).

Волгоград - Саратов и дальше
Далее едем на Саратов. Вот здесь масштаб работ по превращению двухполосного проселка в  четырехполосный автобан местами чувствуется. Покрытие хорошее, но сопоставляя темпы стройки и предстоящие объемы понимаешь, что работ еще лет на 10 в лучшем случае. Запомним эту цифру. Сворачиваем от Саратова на Саранск к Нижнему. Через десяток-другой км — вообще тоска. Типичная картина — узкаядвухполоска, покрытие во многих местах убито, работы кое-где капитальные (но ни
шатко, ни валко) или картами (кошмар, моя подвеска!). Освещения, как понимаете, ночью вообще нет нигде, часто даже внутри населенных пунктов, где в дождь пешехода можно и не заметить.
Единственная отдушина — в направлении на запад после выезда из Борисоглебска попадаешь на отличный обустроенный платный автобан мимо Воронежа почти до Орла. Цены терпимые. Объезжать платник не рекомендую — ремонт подвески встанет дороже.
Хорошие дороги вокруг Брянска, но Орел и большая часть пути от Орла до Брянска — тот же тихий ужас — объехать поезд из фур невозможно. Вокруг Нижнего Новгорода тоже есть приличные участки автобана, но это все же участки, а не современная дорожная сеть.

"Железка" тоже не выручает
Насколько можно судить по открытым источникам, с пропускной способностью железных дорог от порта Оля до центра России и далее к питерским портам история примерно та же. Для полноценного функционирования транспортного коридора, чтобы компании-экспедиторы захотели возить по нему грузы и позабыли про Суэцкий канал и Молуккский пролив, еще очень-очень далеко. Нужны капвложения,
которые в текущей экономической ситуации вряд ли реальны. И даже если найти деньги, то в России между понятиями «освоить» и «построить» - непроходимая пропасть из чиновников разных ведомств.
Полагаю, пока нам остается только с завистью смотреть на сеть высокоскоростных железных и автомобильных дорог, которой Китай покрыл всю свою территорию, включая Тибет с высотами более 5 км над уровнем моря (там человек дышать уже не может, поэтому во всех вагонах кислородное оборудование) и пустыню Такла- Макан.


PS. За время моего отсутствия уже не в коридорах транспортных, а в извилистых коридорах власти произошли два занятных события, касающейся нашей экономики, но особо писать о них не хочется, поскольку оба лишь подтверждают наш прежний прогноз.  Первое — совещание правительства и ЦБ, а котором президент Путин выразил неудовольствие темпами роста экономики и реальных располагаемых доходов населения.
Второе прямо связано с первым: после тезиса министра экономики Орешкина о том, что кредитная нагрузка ухудшает показатели реальных доходов населения и постановки «в игнор» тезиса ЦБ — мол, граждане набирают кредиты именно из-за низких реальных доходов - с нового года правила потребкредитования будут ужесточены. Да, еще министр финансов Силуанов опять сказал, что увеличение налоговой нагрузки на население способствует экономическому росту (Нобелевку в студию!).
А вот письмо Минпромторга о 50%-ной квоте на госзаказ российских товаров и конверсии военной промышленности — это уже совсем шедевр от Михал Сергеича Горбачева — дежавю, которое всегда с нами…
Наш прогноз остается в силе — любые действия по усушиванию кошельков населения приблизят очередной спад экономики. И если Орешкин обещает спад в 2021 г., то мы перенесем прогноз на пораньше — конец текущего-начало следующего года. Скоро проверим.