О том, что в Астраханской картинной галерее сейчас работает выставка заслуженного художника России Никаса Сафронова, знает, наверное каждый астраханец. А в соцсетях не прекращаются споры о художнике. И спорить есть о чём.
Состоятельные мужчины с неопределённым семейным положением, которых Бог не обделил ни умом, ни талантом, ни внешностью всегда находятся в зоне повышенного женского внимания. Успешный, состоявшийся и очень моложавый художник Никас Сафронов в этой зоне внимания уже несколько десятков лет.
Шесть лет назад он уже приезжал со своей выставкой в Астрахань, встречался с поклонницами его творчества в картинной галерее, дарил им свои портреты с автографом и, наверное, во многих заронил надежду на будущую встречу. И вот 17 сентября новая большая выставка художника, растянувшаяся на весь второй этаж, с элементами мультимедиа, неожиданной современной подсветкой и оригинальным оформлением заработала в нашей картинной галерее. Но пока без Никаса Сафронова.
Меня на выставке поразили главным образом поклонницы художника разных возрастов. Они с горящими глазами часами ходили от картины к картине ( а посмотреть там есть что: от добротной портретной графики до пейзажей в стиле дрим вижн или сновидения, напоминающих полотна импрессионистов), оставляли восторженные записи в книге отзывов, давно не видела столько признаний в любви!
Откликнулись на выставку и соцсети, причём самым неожиданным образом - там вспыхнула настоящая художественная полемика с переходом на личности. Одни пишут:" Сафронов - это талантище! Спасибо за праздник живописи", "Выставка вызвала восторг. Совсем по другому стала воспринимать и его творчество, и его, как человека".
Другие изумляются ;" Где вы увидели талант?! Это халтура! Разрисованные фотографии! Сплошные подделки! Пошлость, далёкая от искусства!"," Это обычный чёс по провинции, эпатажный Сафронов пытается заработать портретами людей - кошек ."
Есть в соцсетях и нейтральные комментарии, пытающиеся примирить спорящих :" Выходит, если художник пишет портрет с фотографической точностью, то он бездарность, а если нам привозят картину с мазками-кляксами , то это подлинная живопись?" "Мне кажется, что этот эпатажный художник себя ещё покажет, просто у него затянулся период художественного взросления, он в поиске, вот и берётся то за графику ( она у него добротная!), то за пейзажи, то за символические полотна".
Нейтральные комментарии мне ближе. Безусловно, нелепо спорить о том, художник Сафронов или нет. Он художник уже потому, что получил соответствующее образование, признание, его работы востребованы и стоят тысячи долларов. Удивительно другое: то, что до сих пор не нашлось искусствоведов, поставивших бы точку в спорах о художнике. Ведь дебаты о том, кто же он - талантливый художник или удачливый бизнесмен - идут не только в Астрахани.
Отнюдь не принадлежу к армии поклонниц Никаса Сафронова. Мне кажется, он ещё ищет себя и свои главные полотна не создал. Возможно, он прославится позднее скорее, как художник - символист, а не постимпрессионист. Таких шаржей, выполненных маслом на холстах , я ни у кого не видела - ни у наших художников, ни у зарубежных.
И однозначно, его многочисленные последние выставки - отнюдь не чёс по провинции. Сомневаюсь, что затраты на организацию выставки и реклама окупят цены на билеты в период пандемии. В будни цены на билеты в нашу картинную галерею на выставку Сафронова от 100 ( для школьников) - до 300 рублей. В выходные цены на 50 рублей больше. В кино билеты намного дороже.
Дело, мне кажется, в другом. Художник задумался о вечности. Время подводить итоги. Хотя бы предварительные. Через год ему исполнится 65 лет. И Никас Сафронов хочет познакомить со своим творчеством как можно больше людей. Чтобы узнать их мнение о своём творчестве. А зарабатывает он не выставками. Сафронов говорит в своих интервью, что давно зарабатывает портретами известных людей, его работы в стиле позднего импрессионизма, символизма - для души.
Иногда Никаса Сафронова сравнивают со Стасом Михайловым. Дескать, один, безголосый певец, собирает лишённую слуха публику в залах, другой, бесталанный художник, притягивает в картинные галереи людей без воображения и вкуса. Но даже если бы всё обстояло именно так.. Людей без слуха, голоса и воображения большинство.. И для них тоже нужны концерты и выставки, нужен переходный мостик к большому искусству..