В Астрахани такси взлетело в цене. Казалось бы, при чём здесь пандемия

12.07.2020 08:00 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

На такси в условную булочную, как это было еще месяц-другой назад, теперь уже не поедешь – цены на этот вид пассажирского транспорта резко поднялись. А ведь в самый разгар пандемии картина была резко противоположной: агрегаторы, наоборот, даже снижали тарифы на поездки. Особенно на короткие маршруты – “коротыши”, как называют их таксисты на своем профессиональном сленге. Так в чем дело?

Эксперимент редакции
Проезд на такси в Астрахани резко подорожал с конца июня. Причем цены подняли как региональные перевозчики, так и федеральные. И не на традиционный “полтинник”, как это обычно бывает в часы “пик”, а в два с лишним раза! Это если брать традиционные 80-100 рублей за поездку.
Провели на днях редакционный эксперимент. Понедельник, 7 утра. Местный оператор предложил поездку с ул. Звездная, 49, до Луконина, 12, за 180 рублей. До резкого скачка она обходилась максимум в сотню. Федеральный агрегатор в это же время и по этому же маршруту был готов отвези за 190 рублей. Раньше она обошлась бы пассажиру в 70 рублей.

В три раза дороже
В самый пиковый день жары, когда за окнами раскалилось до 50 градусов по Цельсию, заказали такси от ул. Моздокской, 18, до Софьи Перовской, 6. Машину от регионального оператора ждали полчаса. В итоге отменили заказ, вызвали “федералов”. Такси приехало через шесть минут, цена – 240 рублей. Стоит ли говорить, что в прежде поездка на такое расстояние тоже колебалась от 80 до 100 рублей?

Немилая окраина
Испытали заказ и в правобережье. От ж/д вокзала до ул. Ветошникова регионал в 8:40 утра готов был отвезти за 250 руб. Но – проблема. Водители, видимо, хотят маршрутов-“коротышей” и не рвутся ехать аж на Десятку! В итоге опять обратились к федеральному оператору. Повез за 340 рублей – с кондиционером, на новенькой иномарке. Безусловно, дорого. Однако в 11 утра мы эксперимент с этим маршрутом повторили. И местный, и иногородний оператор были готовы отвезти нас на Ветошникова уже за цену вдвое дешевле.

“Золотые” четыре километра
Попробуем разобраться, что происходит в перевозках пассажиров на такси в последнее время. И откуда такие совершенно не астраханские цены на поездки. Готовя этот материал, мы поговорили с таксистами, владельцами автопарков и представителями операторов, оказывающих услуги такси.
По мнению таксиста со стажем Михаила Андреева, известного читателям рубрики “КК” как “дядя Миша”, рост цен на поездку всегда имел сезонный характер. Такие скачки бывали по праздничным дням, по выходным, а также в летнее время. “Я уже много лет работаю в такси, и практически каждый год в одно и то же время цены взлетают. Хотя 250 рублей за 4 км дороги в часы пик – такого вот не припомню. Такие цены обычно бывают в канун Нового года и первые дни января”, – говорит он.

Таксисты бунтовали
Есть и другая версия роста цен на такси. Напомним, в середине июня водители регионального оператора “Таксолет” устроили забастовку. Они были недовольны снижением тарифа на перевозку со 100 до 70 рублей и требовали его повышения. По словам участников акции, от этой суммы после вычета комиссионных, денег у водителей остается очень мало, с учетом того, что им никто не компенсирует расходы на ГСМ и т.д. Возможно, агрегатор пошел на уступки, и поэтому такси перестало быть относительно доступным?

Динамическая наценка
Однако представитель регионального оператора объяснил “КК” возросшую стоимость перевозок иначе. “В данном случае речь не идет о повышении тарифа – он как был у нас от 70 рублей, так и остался. Дело в возросшем спросе на услугу такси у населения. Поэтому здесь работает так называемая динамическая наценка, которая автоматически плюсуется к тарифу. Эта наценка зависит от числа заказов в том или ином районе в определенный период времени, чтобы клиент не ждал долго машину. Она действует не постоянно, и с падением спроса на поездки все вернется в прежнюю колею”, – пояснил сотрудник “Таксолета”.

Сплошной “час пик”
По словам представителя местного оператора, здесь свою роль во многом сыграла пандемия. “Если раньше цена на проезд повышалась в часы пик, праздничные дни или в плохую погоду, когда количество заказов возрастало в разы, то сегодня мы наблюдаем сплошной “час пик”. Спрос не успевает за предложением. За время эпидемии люди настолько привыкли пользоваться такси, что и сегодня не хотят отказываться от услуги”, – признается представитель оператора.

“Заказы выросли сумасшедше”
Примерно такое же разъяснение мы получили от представителя федерального оператора. “Заказов действительно стало больше. Это произошло и потому, что во время пандемии сократилось число маршруток, и люди стали пользоваться такси чаще. Многие перевозчики с иногородними номерами уехали пережидать эпидемию в свои регионы и пока еще не вернулись. Сейчас мы привлекаем к работе в такси водителей, приобретаем новые машины. Думаем, что ситуация с ценами скоро нормализуется”, – пояснил сотрудник такси Uber Александр Ведяшев.

“Не должно быть дешёвым”
Астраханские таксисты давно недовольны существующими расценками на перевозки. В массе своей они считают, что тарифы должны быть повышены. “Вы реально думаете, что водители должны за 60 рублей катать в такси по городу четверых взрослых людей?” – задал в свою очередь нам вопрос владелец небольшого автопарка Василий. Он уверен, что такси не должно быть дешевым. “Не имеет просто права быть поездка за 64 рубля. Такими ценами мы убиваем и общественный транспорт, и водителей ведем к верной гибели от нервов и перегрузки”, – считает он.

“VIP за копейки?”
По словам предпринимателя, за эти 60-70 рублей пассажир хочет получить лучший сервис: иномарку с кондиционером и безукоризненной чистой в салоне, вежливого и опрятного водителя. Но таких чудес при минимуме затрат со стороны потребителя не бывает. Василий считает, что при такой мизерной стоимости за поездку из четырех пассажиров общественный транспорт – и автобусы из-за своей малой загруженности сегодня, и маршрутки – будет терпеть убытки, поскольку, допустим, семье из трех-четырех человек выгоднее заказать такси, нежели добираться до нужного места общественным транспортом.

“Убежал бы не глядя”
Рядовые водители повышению цен, конечно, рады. “Я в такси всего год работаю. Работа адская. Вот в эти дни цены поднялись, и жена моя хоть довольная. Стал домой больше приносить”, – рассказывает таксист Григорий. Он признается, что при малейшей возможности перестал бы таксовать, и в доказательство привел расклад своих расходов. Арифметика такая: при плане в 1000 рублей, который нужно сдать хозяину, 600 уходит на газ (а с кондиционером и все 800), 450 рублей в день стоит покупка смены. Получается, что 2000 рублей нужно сделать за утро, потом только работать на семью. “Теперь посчитайте, сколько я должен сделать заказов по 70 рублей, чтобы домой принести хотя бы 1000 рублей. Около 40 заказов. Осилите?” – спросил Григорий.

Такси “съест” автобусы с маршрутками?
Таким образом, в Астрахани стало больше людей, желающих уехать задешево, и гораздо меньше стало людей, готовых возить задешево. Иными словами, ситуация зашла в тупик. Хорошо, если во временный. Главное, чтобы вслед за трамваем и троллейбусом не исчезли и автобусы с маршутками. Потому как на фоне слабеющей конкуренции на рынке перевозок услуги могут стать и вовсе неподъемными для среднестатистического гражданина, уже привыкшего ездить в “булочную” на такси в сложную пору пандемии.