Когда запустят общественный водный транспорт в Астрахани

Есть предварительные сроки

09.09.2024 08:00 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

Многие астраханцы еще застали то время, когда на Волге, в ее городской акватории, кипела жизнь: от причалов не успевали отходить пассажирские суда. Теплоходы, и не круизные, а вполне себе рейсовые, речные трамвайчики на крыльях, просто трамвайчики типа «Москва». Сейчас все по-другому. Но недавно местные власти заговорили о возможном восстановлении водного общественного транспорта. Конкретики пока мало. Но «КаспийИнфо» попытался узнать чуть больше. 

Разрабатывают план

Примерно год назад в региональном правительстве допустили возможность восстановления пассажирских перевозок речным транспортом. Власти уточняли, что ждать быстрого результата в этом вопросе не стоит: он требует детальных расчетов по всем затратам, в том числе на причальный парк. При этом отмечалось, что запуск водного транспорта не ограничится одним городским направлением, а затронет и сельские районы. 

Такие "Ракеты" ходили по Волге в Астрахани. Фото с сайта Водный транспорт

В региональном минтрансе «КаспийИнфо» пояснили, что реформирование общественного транспорта на межмуниципальном направлении будет продолжено, для чего необходимо разработать два документа: Региональный стандарт транспортного обслуживания (РСТО) и Региональный комплексный план транспортного обслуживания населения (РКПТО). В последнем будет отражен перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении с учетом перевозок другими видами транспорта, включая водный. Разработчиков документов уже нашли. Этим займется Российский университет транспорта (МИИТ). 

Специалисты проанализируют транспортную доступность населенных пунктов, в том числе с учетом необходимости обустройства причалов, паромных переправ, понтонных или наплавных мостов. Окончание работ планируется в 2025 году.

Какие будут ходить

Этот вопрос интересен многим. Наверняка вспомнились быстрокрылые «Ракеты» и «Метеоры», которые рассекали прежде по Волге в Астрахани. В минтрансе на этот счет пояснили, что количество и тип речных судов определят с учетом пассажиропотока, обустройства причалов по пути следования маршрутов (например, сейчас единственный речной трамвайчик «Москва» вообще обходится без причалов, поскольку их просто нет). Возможно, суда будут закупать по льготному лизингу. 

По данным ведомства, планируемые сроки запуска маршрутной сети внутреннего водного транспорта общего пользования - 2026-2027 годы. К тому времени, если все сложится, станет ясно по каким маршрутам пойдет речной транспорт, станет ли он заходить в Астрахань или это будут межмуниципальные маршруты, рассчитанные исключительно на внутренние сельские сообщения. 

«Ракета» для Брежнева

В Астраханской области магистральные маршруты скоростных судов были запущены в начале 1960-х годов. Как писали в рекламном путеводителе тех лет, в 1962 году «Метеор-5» с 30 т арбузов на борту прибыл в Москву, преодолев расстояние свыше трех тысяч километров за 52 ходовых часа. Поэтому немудрено, что суда на подводных крыльях (СПК) были большим подспорьем для астраханцев, особенно сельчан. К примеру, из Астрахани «Метеор» ходил до Ахтубинска и Волгограда. А вообще направлений было много, маршрутная сеть охватывала низовья и север области. И добраться до нужного пункта назначения было куда быстрее и комфортнее, чем на рейсовом автобусе. 

«Метеор» у пристани в Ахтубинске. Фото из страницы ВК Старый Ахтубинскъ

В нашем регионе использовались суда типа «Метеор», «Ракета», «Комета», а также «Луч»и «Заря». Кстати, два последних — суда на воздушной подушке — делали в Астрахани на заводе им. Урицкого. И есть даже версия от фанатов СПК, что одну из «Ракет» переоборудовали специально для приемов генсека Леонида Брежнева, который, как известно, любил охотиться в Астраханской области и останавливался в заповеднике на Карайском кордоне. 

Стали убыточными

К концу 90-х и началу нулевых речной пассажирский транспорт пришел в упадок, причем по всей стране. Суда списывали, распиливали или продавали за рубеж. Говорят, охотнее всего отечественных быстрокрылых тогда покупали греки. К 2005 году астраханские власти признали, что перевозки скоростными судами убыточны и прекращены, закрыты и внутриобластные маршруты в дельте Волги. Причина — в сокращении объема перевозок. К этому времени на долю речного транспорта приходилось только 0,3% от перевозок всеми видами общественного транспорта в регионе. Также сообщалось, что пять теплохода типа «Москва» было передано по распоряжению Минимущества РФ в хозяйственное ведение Федерального центра логистики. 

В регионах закупают

Между тем сегодня линейка судов на подводных крыльях в стране начала возрождаться. Уже выпущены модернизированная и очень стильная «Комета 120М», которая работает преимущественно на Черном море, «Валдай 45Р» и «Метеор 120Р». Суда стали охотно закупать в разных регионах, в том числе и под туристические цели. Но и старички еще держатся! Например, «Метеор 247» исправно трудится в Санкт-Петербурге и на валдайском направлении. 

Обновленный "Метеор". Фото: картинки яндекса

Поэтому намерение возродить речной пассажирский транспорт, безусловно, радует. Смущают только две вещи: стоимость проезда может оказаться высокой, так как обслуживание судов и топливо очень дороги, и а также востребованность этот вид транспорта среди местных жителей. Например, в Самаре, где для перевозки пассажиров в пригородных направлениях закупили «Валдай», в этом году взрослый билет Самара — Ширяево стоит 800 рублей — это примерно в шесть раз дороже, чем на обычном речном трамвайчике. Но и время в пути значительно разнится: вместо трех часов на трамвайчике быстрокрылый это расстояние преодолевает за 45 минут.