Съездил в Турцию – цены поднялись

 Антимиры нашей инфляции

05.12.2021 18:00 Общество
Читайте «КаспийИнфо» здесь:

Писать о росте цен, похоже, становится признаком дурного тона – чего писать, когда они растут все быстрее и даже президент предупреждает, что будут расти и дальше.

Тем не менее, вернуться к теме просто необходимо, так как доминирующее в нашей прессе объяснение ускоряющейся потребительской инфляции исключительно внешними причинами никак не может быть принято, тем более, что в развитых экономиках темпы инфляции в разы ниже.

Росстат дошел до того, что обвинил в ноябрьском ускорении инфляции… резкий рост цен на турпоездки в Турцию. А давно ли вы были на турецкий пляжах, там, в Анталии, Кемере, Мармарарисе? По данным социологов, почти 60% россиян на море-то ни разу в жизни не были. Смехотворность такого объяснения раскрывают более ранние данные того же Росстата и социологических центров – если от 15 до 20% россиян хоть раз были за границей, то не более 7-8% даже в самые «тучные» годы регулярно (иногда несколько раз в год, отсюда и большие цифры выезда) посещали «дальнее» зарубежье, включая Кипр, Турцию, Египет и прочие теплые страны. А если говорить о Западной Европе, то от силы 4% наших соотечественников там бывает, причем ездит, преимущественно, один и тот же контингент, имеющий доходы для таких поездок. Если же говорить о «дальнейшем» зарубежье типа Великобритании и (страшно сказать) США, то там бывают от силы 1% россиян – это представители нашей элиты и члены их семей, больше ни у кого таких денег быть не может. Может быть, в этом причина, почему российский истеблишмент так тяжело переживает прекращение выдачи американских виз в РФ и на каждой встрече в верхах поднимает этот вопрос, ибо за американским визами ездить в Польшу как-то неловко. Но хватит об этом, и так ясно, что ростом цен на загрантуры объяснить подорожание культовых «макарошек» и «яйца куриного» невозможно.

Далее все валится на внешние причины. Но, увы, опять не катит, ибо тогда придется объяснять, почему продуктовая инфляция в Европе от силы 3% чудесным образом в России превращается в двузначную даже по подсчетам Росстата (по году будем иметь более 10%, при реальной по разным группам самых ходовых продуктов от 30 до 60% и выше). 

Осмелюсь обратить внимание на некоторые другие, чисто внутренние, исконно российские механизмы поддержания высокой инфляции – о монополизации всего и вся, удушении малого и среднего бизнеса я писал много, теперь попробую чуть прикоснутся к самым, можно сказать интимным, механизмам монополизации экономики – почти личностным, почти подсознательным.

Механизм первый – клики. Слово это не ругательное, им в науке обозначают особый тип малой группы, создаваемой временно для достижения меркантильных целей – обычно захвата ресурсов (денег, рейдерских захватов производства и пр.) или управления в одном или нескольких хозсубъектах, взаимного продвижения по службе и т.д. Клики – бич не только российской, но и любой другой экономики в мире. Но в развитых экономиках, не пораженных  диктаторскими замашками, научились кликам противостоять – эту миссию выполняет пресса, не обременённая бюджетными госзаказами и потому способная вцепиться в кого угодно, лишь бы читатели читали. 

Второй балансир клик в зрелых общественных системах – НКО, пресловутые общественные организации. Ну, плюс еще независимый и беспристрастный суд и прочие государственные институты, не поддающиеся телефонному праву. Там, где названные общественные и государственные институты имеют иную, подчас имитационную форму, с кликами могут бороться только другие клики – получается черчиллевская «схватка бульдогов под ковром – раз – и чей-то труп выбрасывают наружу», а публика видит только аппаратные перемещения, переназначения...

Хуже дело обстоит с кланами. Это относительно большие и стабильные группы, основанные, как правило, на родственных связях, но часто эти связи могут быть весьма отдаленными. Попасть в клан посторонний не-родственник может только по рекомендации влиятельных членов клана и то с трудом, кланы чрезвычайно закрыты, стремятся контролировать все большее количество активов и готовы к беспощадной войне с другими кланами, методы такой войны зависят от доминирующей местной культуры – от заказных дел до физических расправ. Кланы – специфика, скорее, «южных» экономик. 

Чем опасны кланы в России? Когда, допустим, топ-менеджеры сырьевых или иных корпораций, получающие огромные зарплаты, начинают вкладывать свободные гигантские средства, например, в производство продуктов питания, торговлю ими, или когда дети высокопоставленных чиновников, получив стартовый капитал, начинают осваивать разные инфраструктурные проекты, тарифы на услуги которых прямо влияют на ценообразование, а обойтись без этих услуг не может никто в цепочке «производство - продажа продуктов питания»… - улавливаете мысль?

Пункт третий нашего списка – корпорации. С этим у нас совсем швах. Госкорпорации контролируют по разным подсчетам от 50 до 70% российской экономики. Любая корпорация по определению является монополистом. Нет ни одного аграрного производства, ни одного супер-гипермаркета, ни одного «магазина шаговой доступности», который был бы свободен от услуг госкорпораций, ФГУПов, ГУПов, МУПов. О том, что тарифы, которые любят называть «экономически обоснованными», непрозрачны, размеры их непонятны и пр. не писал только ленивый. Вспомните астраханские дискуссии на тарифы то «на присоединение», то на газ, то на электроэнергию, то на ТБО, то на воду… А ведь такие дискуссии идут по всей России. Врожденная болезнь корпораций, тем более, государственных – они забюрокрачены, неповоротливы, затратны, хотя и являются источниками новых технологий (но не всегда, достаточно вспомнить Роснано со смартфоном «Йота» - что, уже забыли, как зовут?). 

К чему ведет разбухание неповоротливого и затратного госсектора? ВШЭ в 2021 г. фиксирует вполне благополучную картину с доходами работников корпоративного сектора и катастрофическую ситуацию с реальными зарплатами и доходами в некорпоративном секторе – в малом и среднем бизнесе. В здоровой экономике такого дисбаланса не допускает государство, проводя жесткую антимонопольную политику, спасая таким образом рабочие места, в здоровой экономике на наш термин «естественные монополии» смотрят с изумлением, там эти «естественные» демонополизировали еще в начале 20 века. 

Но у нас свой путь. Мечты о «государственных ценах – единственных справедливых» превратились в российском массовом сознании едва ли не в архетип. Нужна совершенно иная культура, чтобы понимать – цены растут терпимыми для населения темпами, а то и не растут или вообще снижаются только в одном случае – когда на рынке товаров, услуг, работ постоянно есть жесткая конкуренция. Но клики, кланы и корпорации – антиподы конкуренции, они из разных миров – мира и антимира. Вот и решайте сами – в котором из них мы живем.

Автор: