Половодье определит рыбалку на год. Каким оно будет?
Точно не знает никто
Прогнозы про половодье появились уже в марте, и были они многообещающими. Согласно им, запасы воды в снеге составляли 200% от нормы, а это грозило серьезными проблемами, аналогичными тем, что были у нас в 1979 году.
Однако в начале апреля ситуация поменялась. Цифра запасов воды в снеге упала до нормы, то есть 100%. Снег начал таять, а вода в водохранилища так и не пришла. То есть она ушла в сухую, не промерзшую почву. Об этом мне рассказал специалист, чьи прогнозы частенько сбываются, но имени попросил не называть.
Еще он рассказал, что к началу апреля в бассейне Волги вновь выпало достаточно много снега и он дает надежду на приемлемые объемы паводка. Правда, тут тоже много нюансов. Все будет зависеть от того, как этот снег будет таять и как много воды испарится и уйдет в почву. На начало апреля уровни водохранилищ были, прямо скажем, невелики. А их нужно еще заполнить и оставить маленько на лето.
В общем, из опыта прошлых лет могу смело констатировать, что даже в начале сбросов, которые планируются на 22 апреля (информация на 5 апреля), никто точно не будет знать, что будет через две недели.
Другое дело, что объем воды не есть самый важный критерий успешного нереста рыбы на Нижней Волге. Самое главное - дать воду вовремя. То есть тогда, когда рыба начнет нерестится. А начать она это делать может и в реках, если температура воды дойдет до нерестовых значений. И потом икру просто смоет подсвежкой. Такое уже бывало в последние лет десять. Либо как в 2015 году - рыба пришла в реки, а половодья не было, и, когда открыли заслонки ГЭС, она ломанулась на полои, где благополучно задохнулась. Потому что темпы прибыли воды были мизерными (если память не изменяет, прибавляли по тысячи кубов в сутки вместо обычных двух). И получилось то, что получилось.
Не менее важным параметром паводка является продолжительность рыбохозяйственной полки. То есть стабилизация уровня на максимуме как можно дольше. В идеале 21 день. Этот параметр практически каждый год не выдерживается, что все мы ощущаем, выезжая на рыбалку и сравнивая свои уловы с «ранишними» временами, как говорят в моей деревне.
Количество воблы и селедки будет определять не только будущие уловы этих рыб, но и уловы хищников, чья численность сильно зависит от кормовой рыбы. Тот же судак поднимается летом с моря кушать покатную селедку. И если с ней было все неплохо в 2018-2019 годах, соответственно, и судака летом в Волге было больше. А вот в последние два года селедки было гораздо меньше, и судака летом было маловато.