Одна из улиц Астрахани названа в честь капитана теплохода из легендарного пароходства, погибшего в 1942 году

В Трусовском районе, на территории бывшего поселка имени X годовщины Октября (в народе – “на Десятке”), с ноября 1957 года решением горисполкома появилась улица Капитана Краснова.

Астраханец Николай Васильевич Краснов (1903-1942) состоял в партии большевиков с 1926 года, но в истории остался как капитан теплохода, входившего в состав некогда знаменитого Рейдтанкера.

Этот человек – представитель племени волжских речников, чьи жизни были намертво связаны с великой рекой и в мирные годы, и в тяжелые периоды войн. В их честь в июле 2001 г. постановлением мэра Астрахани в Трусовском районе, на территории поселка Стрелецкое, была названа улица Волжских Речников.

Так чем же прославился именно капитан Краснов и что, собственно, такое – Рейдтанкер?
26 октября 1942 года в 22 ч. 30 мин. на Астраханском рейде погибло штабное судно – буксирный теплоход “Ударник”.

По скупым сведениям, сохранившимся в архивах (например, ЦГАНХ), “во время авиационного налета теплоход “Ударник” вышел на помощь п/ш “Америка”, получившей повреждения от бомб. Был атакован самолетом Хе-III (“Хейнкель”). Взрывом бомбы (торпеды) у “Ударника” оторвало носовую часть и снесло рубку. Судно быстро затонуло. Часть экипажа спаслась на шлюпке и на теплоходе “Урицкий” была доставлена в Астрахань. Погибло 13 членов экипажа, в том числе капитан теплохода Н.В. Краснов и заместитель начальника Рейдтанкера С.И. Галкин. Ранено 12 человек”.

Примечательно, что лишь через два года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 марта 1944 года “за успешное выполнение заданий правительства по доставке жидкого топлива и импортных грузов для нужд фронта и народного хозяйства” было награждено орденами и медалями около 600 моряков, портовиков и судоремонтников Каспия. 18 человек, в том числе и капитан Краснов, стали кавалерами ордена Ленина. Среди удостоившихся наград был также погибший заместитель начальника пароходства “Рейдтанкер” Галкин.

Само пароходство “Рейдтанкер” можно назвать легендарным. 27 марта 1938 постановлением ЦИК и СНК СССР в Астрахани было создано отдельное “Астраханское рейдовое нефтеналивное пароходство “Рейдтанкер”. С 1 мая 1938 г. пароходство стало действовать как самостоятельная хозяйственная организация. Постановлением 1940 г. оно было реорганизовано в “Каспийское рейдовое пароходство “Рейдтанкер”. В его распоряжение перешел и завод имени Х годовщины Октябрьской революции, став его судоремонтной базой.

Работа “Рейдтанкера” шла по следующим направлениям: эксплуатация буксирно-транспортных пароходов, обслуживание линий от Астрахани до Четырнадцатифутового рейда, Гурьева, Ракуши, Белинского банка, Сталинграда и каспийского Красноводска. В годы Великой Отечественной войны пароходство бесперебойно снабжало нефтепродуктами фронт и промышленные предприятия в тылу, перевози­ло воинские части, боевую технику и раненых. В тяжелейших условиях караваны буксировщиков добирались с баржами на морской рейд, принимали там нефтегрузы с танкеров, прибывших из Баку. Мирные суда пароходства не раз вступали в схватку с немецкой авиацией и сбивали самолеты противника. Газета пароходства “Морской рейд” освещала работу пароходства, помещала критические статьи и рационализаторские предложения. В 1961 г. пароходство “Рейдтанкер” было включено в состав Каспийского морского пароходства, созданного в 1953 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Капча: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.